14 марта 2020 г.

Все ближе пора государственной итоговой аттестации школьников

Все ближе пора государственной итоговой аттестации школьников. Каждому хочется пройти этот непростой этап достойно и показать высокий результат. Порой бывает, что получить нужный балл при сдаче ЕГЭ мешают досадные ошибки, которые выпускники допускают в экзаменационных работах.

Центр развития образования Саянска своей основной задачей в этом направлении видит обеспечение методического сопровождения выпускников при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Работа эта системная. В прошлом году на базе ЦРО были организованы, так называемые, научные субботы. За три предшествующих итоговой аттестации месяца, более трехсот выпускников имели возможность дополнительно заниматься практически по всем предметным областям. Обучение проводили лучшие учителя города.

В нынешнем учебном году Центр развития образования изменил форму и содержание «научных суббот». Методисты центра уже провели курсовую подготовку учителей английского языка, поскольку этот предмет тоже входит в режим сдачи ОГЭ и ЕГЭ, организовали подготовку выпускников с привлечение интеллектуальных ресурсов из областного центра.

Два дня с саянскими школьниками и педагогами работали эксперт региональной предметной комиссии по математике, долгое время возглавлявший комиссию, − Сергей Марков и учитель Шелеховского лицея с многолетним опытом подготовки школьников к экзаменам, заместитель председателя региональной комиссии по русскому языку и литературе − Елена Ложникова. Это практико-ориентированные семинары основной задачей которых стал всесторонний анализ типичных ошибок, наиболее часто встречающихся в работах детей при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. На семинарах были представлены практические задания по этим основным предметам. Кроме того, ребята и педагоги имели возможность задать интересующие вопросы представителям региональных комиссий.

− Мы разобрали задания, которые могут быть при сдаче профильной математике в этом году, критерии оценивания и прочие опорные моменты, на которые следует обратить внимание выпускников, − сказал Сергей Марков. – Главная задача школьника – научиться проводить рассуждение. Это гораздо важнее, чем получить ответ. Скажу, что ответ в математической задаче, как правило, никакой практической пользы не имеет, а вот умение обосновать, рассуждать, проконтролировать себя, обладать навыками применения основных математических сведений – вот то, что нужно ребенку. И потом, на ЕГЭ жизнь не заканчивается, нужно рассматривать экзамен просто как этап общей подготовки. Если ребенок нормально занимается математикой, он развивает за счет этого предмета свою голову, значит, он и ЕГЭ сдаст, и дальше в его жизни все будет складываться благоприятно.

Более чем десятилетний опыт работы в качестве эксперта региональной комиссии по русскому языку и литературе позволил Елене Ложниковой досконально изучить процедуру проведения экзамена, научил работать с апелляциями, делиться знаниями с коллегами и делать выводы относительно основных проблем, с которыми дети сталкиваются при сдаче ЕГЭ.

− В прошлом году изменилась структура экзамена, дети стали испытывать больше затруднений там, где ранее не возникало сложностей, − поясняет Елена Михайловна. – Изменилась структура тестовой части и заданий, которые можно было решить методом исключения, стало мало, а заданий с множественным выбором ответа все больше, и они становятся сложнее. Тестовая часть проверяет аналитические способности ребенка. Основная проблема последних поколений школьников − неумение читать, воспринимая то, что хотел передать автор, то есть вступать с ним в диалог. Задача, которая стоит перед школьником – понять замысел автора, уметь интерпретировать и только потом высказывать свою точку зрения. Это очень важно, особенно для девятиклассников, экзамен которых сосредоточен именно на этом. Если такая проблема обозначается в девятом классе, то к одиннадцатому опытные учителя помогают детям справиться с ней.

По словам Елены Ложниковой, умение понимать текст − основная проблема не только детей, но и современных взрослых. Совет – больше читать, − в данном случае избирателен, поскольку дети читают много, но не литературные произведения, а короткие тексты из интернета, где все очевидно. Новое поколение много пишущее, но качество написанных текстов они не могут оценить, поскольку «лайки» или «дизлайки» они получают не за качество своих текстов, а за эмоции. Такое письмо не требует интеллектуальной работы, рационального, критического мышления.

− Функциональная грамотность формируется не только на уроках русского языка, а на всех гуманитарных дисциплинах и точных науках, и в совокупности это умение, в конечном счете, формирует человека, его социальный статус, − считает эксперт.

Безусловно, устранить все пробелы за два оставшихся месяца выпускникам вряд ли удастся, в это время стоит провести самоанализ, то есть четко понять свой уровень знаний, определить степень притязаний – преодолеть минимальный порог или добиться максимума. Если выпускник одиннадцатого класса хочет научиться писать сочинение, ему нужен человек, который будет оценивать его тексты, причем грамотный специалист, наставник, а не коуч из интернета. Тестовой же части можно обучиться при помощи одной из большого множества систем, которые находятся в свободном доступе. Начинать нужно с самых простых заданий и научиться выполнять их максимально быстро и психологически устойчиво, после чего переходить к более сложным. И все же, советует эксперт, акцент следует сделать на сочинении, поскольку эта часть экзамена может дать большее количество баллов.

− ОГЭ и ЕГЭ – это тест, к нему можно приготовиться, − считает учитель русского языка и литературы, заместитель директора саянской гимназии Татьяна Никитюк. – Если выпускник сдает ЕГЭ по литературе, он должен показать итог работы за все годы учебы в школе. Он должен владеть набором терминов, знать, о чем он пишет, а, значит, прочитать литературные произведения, и иметь опыт формулирования собственного текста не по шаблону.

Сдать выпускные экзамены может любой школьник, если в течение всех лет обучения он выполняет хотя бы тот минимум, который дает преподаватель. В этом уверены все преподаватели, которые многие годы наблюдают за проведением итоговой аттестации.

 

В рубрике: Новости    


Оцените: