23 ноября 2012 г.
Проблемы города требуют участия области
14 ноября т.г. губернатор Иркутской области С.Ерощенко встречался с мэрами трех территорий – Зимы, Зиминского района и города Саянска. В этот же день в областных СМИ прошла информация о состоявшейся встрече, где обсуждались перспективы социально-экономического развития территорий, пути пополнения собственной доходной базы муниципалитетов. Именно это послужило причиной для проведения пресс-конференции мэра города М.Щеглова для представителей местных СМИ, которая состоялась 19 ноября.
Как рассказал Михаил Николаевич, для встречи с главой региона был подготовлен доклад, представляющий социально-экономическое развитие Саянска за минувший год и 9 месяцев текущего. Полагалось, что таким образом состоится знакомство губернатора с нашей территорией. В докладе нашли отражение не столько достижения в экономической и социальной сферах, сколько обозначены проблемы, стоящие перед муниципалитетом. Также были предложены пути решения тех проблем, которые находятся в компетенции областных властей.
В частности, была обозначена наиболее значимая проблема – недостаток собственных доходных источников и безвозмездных перечислений из областного бюджета для обеспечения сбалансированности бюджета муниципального образования.
Установленные нормативами отчисления доходов в местные бюджеты ставят муниципальные образования в полную зависимость от органов государственной власти субъекта РФ и не позволяют осуществлять не только перспективное, но и текущее планирование, а финансирование расходов осуществляется неравномерно и не в полном объеме. К примеру, если рассмотреть перечисления налогов с территории Саянска во все уровни бюджетов в 2012 г., по оценке налоговой службы, они составят в целом 1 669 млн. рублей, в том числе 850 млн. рублей – федеральный бюджет (50%); 570 млн. рублей – областной бюджет (34%); 249 млн. рублей – местный бюджет (или всего 14%).
Для решения проблемы сбалансированности местных бюджетов М.Н.Щеглов предложил внести изменения в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» в части закрепления за местными бюджетами доли транспортного налога и налога на имущество предприятий, а также увеличения доли налога на доходы физических лиц.
Следующая тема, требующая решения, – невозможность исполнения Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ в части утверждения нормативов финансовых затрат для определения сумм субсидий на выполнение муниципального задания.
Суть сложной формулировки мэр объясняет следующим образом: в начале года в бюджете должно быть достаточно средств для того, чтобы установить муниципальное задание для каждой школы, детского сада и других учреждений. Для оказания муниципальных услуг на качественном и современном уровне муниципалитет должен ежемесячно перечислять субсидии на счета учреждений в необходимом объеме. В реале финансирование осуществляется частями, по мере поступления доходов, потому что в начале года бюджет утверждается ущербный. К примеру, в первоначальном варианте параметры консолидированного бюджета города на 2012 год были утверждены по доходам в сумме 665 млн. рублей, с учетом изменений в течение года по состоянию на 01.11.2012 г. бюджет по доходам утвержден в сумме 848 млн. рублей.
Проблемы в сфере инвестиционной деятельности связаны с отсутствием согласованных действий всех уровней власти в реализации федеральной программы поддержки моногородов, в рамках которой принят «Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Саянск».
Принятый в 2010 году комплексный инвестиционный план (КИП), разработанный совместно с Министерством социально-экономического развития области, основывался на создании центра газовой химии, строительстве газоперерабатывающих объектов. Создание этих комплексов могло бы дать мощный толчок развитию на территории муниципалитета промышленного производства, сельского хозяйства, малого бизнеса, оживить строительную отрасль. В рамках реализации КИПа планировалось предоставление в 2011 г. господдержки за счет средств федерального бюджета для развития транспортной и инженерной инфраструктур. На сегодняшний день в части софинансирования КИПа не получено ни рубля, доля собственных инвестиций в программу на 01.10.2012 г. составила 82,2 млн. рублей. Отсутствие ближайшей перспективы газификации области влечет за собой отток населения из города, сокращение строительства жилья, уменьшение числа инвесторов.
В связи с этим М.Н.Щеглов предложил областному правительству рассмотреть выполнение мероприятий КИП на расширенном совещании применительно к создавшейся ситуации по состоянию на 01.01.2013 г. Кроме того, включить муниципальное образование «город Саянск» в перечень моногородов, мероприятия КИПов которых предполагается в 2013 году реализовывать с предоставлением господдержки за счет средств федерального бюджета.
В сфере строительства мэром была поднят вопрос отсутствия в городе строительства социального жилья.
Жилой фонд Саянска представлен 138 многоквартирными домами и 117 домами индивидуальной жилой застройки, общей площадью 927 тыс.кв. м. По состоянию на 01.01.2012 г., средняя обеспеченность жильем на одного человека составляет 23,2 кв.м общей площади жилья. В продаже на вторичном рынке по состоянию на 01.10.2012 г. находятся более 300 квартир общей площадью около 18 тыс. кв.м. При себестоимости строительства от 30 тыс.рублей за 1 кв.м общей площади, новое жилье в Саянске не находит спроса. В связи с этим строительство многоквартирных жилых домов в текущем году полностью прекратилось. Однако, несмотря на относительно высокую среднюю обеспеченность жильем и низкую цену на вторичном рынке (от 20 до 25 тыс. рублей за кв.м), имеется потребность в строительстве социального жилья. Очередь по состоянию на 12.11.2012 г. на получение социального жилья составляет 180 человек.
Для активизации строительства жилья в городе М.Н.Щеглов предложил предоставлять жилье детям-сиротам только во вновь строящихся жилых домах, в этой же части внести изменения в программу «Молодым семьям – доступное жилье»; развивать строительство социального жилья, финансируемого за счет средств местного и областного бюджетов.
Острой темой для нашего города остается отсутствие инфраструктуры во вновь строящихся микрорайонах индивидуальной жилой застройки. Это сдерживает выделение земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов многодетным семьям, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков. По состоянию на сегодняшний день очередь таких граждан составляет 78 человек. Есть необходимость привлечения областных средств на реализацию инвестиционных программ муниципальных предприятий по развитию систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в районах перспективной застройки индивидуальными жилыми домами.
Одной из основных проблем в сфере ЖКХ является высокая степень износа сетей водоснабжения и канализации и необходимость ежегодного увеличения средств на ремонт и замену дефектных участков. Для решения этой проблемы мэр предложил разработать целевую программу с софинансированием из федерального и областного бюджетов.
Одной из тем, обсуждаемых с губернатором, был вопрос по переводу части земель Государственного лесного фонда, площадью 2697 га, расположенных в границах муниципального образования и непосредственно в пределах границ населенного пункта, в земли Саянска. Сегодняшнее положение препятствует дальнейшему перспективному развитию города. Этот вопрос обсуждается, но не находит решения в области с 2008 года.
В сфере образования М.Н.Щеглов обозначил нехватку мест в дошкольных учреждениях. Так, на 01.11.2012 г. на регистрационном учете состоят 1149 детей, в том числе: от 0 до 3-х лет – 1041 ребенок.
Для решения проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях в 2013-2014 гг. запланирован капитальный ремонт и открытие ещё одного, ранее закрытого, дошкольного учреждения №23 в микрорайоне Строителей. Для этого требуется софинансирование из областного бюджета в сумме 67,6 млн. руб. на проведение капитального ремонта и 14 млн. руб. – на оснащение дошкольного учреждения. Кроме того, для содержания вновь вводимых в эксплуатацию дошкольных учреждений необходимо выделение дополнительных субсидий из областного бюджета. Так, на содержание открытого в 2012 году дошкольного учреждения № 22 на 2013 г. необходимо 16 млн. руб. дополнительных средств.
В разговоре поднимался вопрос укрепления материально-технической базы загородного оздоровительного лагеря «Елочка» как единственного стационарного лагеря в Саяно-Зиминском регионе. Требуется проведение капитального ремонта зданий лагеря, для этого необходимо выделение средств из областного бюджета.
Острой остается проблема отсутствия в городе муниципального объекта культуры с концертным залом вместимостью более 100 мест.
В Саянске имеется единственный объект культуры с концертным залом на 400 мест – ДК «Юность», принадлежащий ОАО «Саянскхимпласт». Все значимые общегородские мероприятия проводятся на базе этого учреждения. В связи с возникшей перспективой продажи объекта возникает угроза потери этого комплекса как культурного центра. Михаил Николаевич предложил определить источник финансирования и приобрести ДК «Юность» в областную или муниципальную собственность.
Также на встрече обсуждался вопрос завершения строительства стадиона в 2013 году. На сегодня степень готовности объекта составляет 75%. В текущем году на его строительство из местного бюджета затрачено более 2 млн. руб., на 2013 год запланировано 5 млн.руб. Качество и темпы строительства стоят на жестком контроле муниципалитета. Для завершения работ в 2013 году необходимо увеличение софинансирования из областного бюджета по целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Иркутской области на 2011-2015» годы с 25 млн.руб. до 53 млн.руб.
Однако не все пункты доклада мэра города нашли отражение в проекте протокола встречи, где указано, что должно сделать муниципальное образование самостоятельно, а также с участием профильных министерств, указаны сроки исполнения. Таким образом, работа над решением обозначенных проблем будет продолжаться.
Подготовила В.МОРГУЛИС.
Газета "САЯНСКИЕ ЗОРИ".
В рубрике: Новости