17 декабря 2015 г.

Год антикризисных решений и положительных результатов

Завершается непростой в плане экономической и финансовой нестабильности год. Не остался в стороне от последствий кризиса и наш город. Для поддержания работоспособности и равновесия в социальной, промышленной, коммунальной сферах не обошлось без антикризисных мер – сложных, порой болезненных, но оправданных. Продуманные и взвешенные решения принимались в экономической, бюджетной, кредитной политике и привели к позитивным результатам – позволили без задержек выплачивать заработную плату, поддерживать социальную сферу, в порядке содержать город, выполнять социальные обязательства перед населением, достойно отметить значимые юбилеи 2015 года. Сегодня наш разговор с заместителем мэра по экономической политике и финансам М.Н.Щегловым об оценке проблем, их решений и результатах работы в уходящем году.

- Михаил Николаевич, говоря простым языком – сколько заработал город Саянск в 2015 году, какая доля от этой суммы осталась на нашей территории?

- По итогам года говорить еще рано. Скажу только, что за 11 месяцев налогов во все уровни бюджетов наш город перечислил около 2-х млрд рублей. Из них в местный бюджет поступило всего чуть более 200 миллионов, увеличение к 2014 году составило 1,4%. При этом, если сравнить с объемами налоговых отчислений прошлого года, больше средств – на 23% – поступило в областной бюджет, это около 850 млн рублей, и на 10,7% больше в федеральный – более 920 миллионов. Такой баланс распределения доходов прослеживается на примере градообразующего предприятия: в область ОАО «Саянскхимпласт» перечислил на 61% налогов больше (483 млн руб.), чем в прошлом году, в федерацию – на 21% (753 млн руб.), а в местный бюджет налоговые перечисления снижены на 7% (57 млн руб.).

- В каких условиях формировался бюджет уходящего года? Какие антикризисные меры, а вместе с ними – кардинальные изменения -произошли?

- У нас основной источник доходов – налог на доходы физических лиц, который занимает больше половины всех поступающих в бюджет налогов. От всей суммы перечисленного подоходного налога в местном бюджете по нормативам остается чуть больше четверти, за 11 месяцев – это 137 млн рублей. До конца года мы ожидаем поступления в пределах 150 миллионов – это на 6 миллионов меньше, чем в прошлом году. Причина очевидна – кризис вынуждает предприятия переходить на неполную рабочую неделю, в свою очередь, мы провели оптимизацию бюджетных расходов. Снижение по году фонда оплаты труда муниципальных служащих и работников бюджетной сферы составило около 20 млн руб, это около 10%. Снижение, конечно, значительное.

В целом же собственные доходы, по итогам 11 месяцев, выросли на 9% и составили 260 млн рублей, мы стали зарабатывать больше. Безвозмездные перечисления из областного и федерального бюджетов в совокупности тоже увеличились на 9% – это 520 млн рублей. В итоге мы получим из области и федерации на 80 млн рублей больше, чем в прошлом году. Но увеличение этих поступлений складывается из увеличения субвенции на образование (нам необходимо повышать зарплату педагогам согласно Указам Президента), субсидии на приобретение жилья для детей-сирот. Также мы увеличили муниципальную долю софинансирования по программе «Молодым семьям – доступное жилье», последовало увеличение областного софинансирования. Более 40 млн рублей в виде субсидии мы получили на капитальный ремонт дорог.

Отмечу, что муниципальный долг на 1 декабря составил 113 млн рублей, в прошлом году на этот период он был ниже на 7 миллионов. В этом году мы не получали бюджетные кредиты из области. На прошлой неделе был взят коммерческий кредит на сумму 20 млн рублей. Наш долг, соответственно, увеличился до 133 млн рублей. Это входит в допустимые параметры бюджета, но все же является дополнительными для него обязательствами. К сожалению, несколько возрастет по отношению к началу года кредиторская задолженность перед поставщиками услуг, в том числе и за услуги по содержанию города. До конца года мы планируем ее частично погасить за счет взятого кредита и ожидаемой дотации из области в размере 8,5 млн руб. Но несмотря на это, «кредиторка» прогнозируется в пределах 50 млн рублей. Это серьезная сумма! Все это говорит о том, что улучшений в финансовом обеспечении муниципального образования пока не произошло. Несбалансированность бюджета остается главной проблемой, на начало года она составляла около 125 млн рублей. Из регионального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности в этом году мы получим в пределах 60 млн рублей, то есть меньше половины от необходимой суммы.

Единственное, что нам оставалось делать в этой сложной ситуации, – выживать: выплачивать заработную плату и единый социальный налог, которые составляют около 80% всех затрат, и экономить бюджетные средства путем снижения затрат, оптимизации сети бюджетных учреждений, численности работников и фонда оплаты труда.

- Какова среднемесячная зарплата в городе?

- Она прогнозируется в размере 26,5 тыс. рублей. Снижение к прошлому году составит около 3,5%. С учетом инфляции саянцы стали получать на 10% меньше, чем в 2014 году. Уровень безработицы у нас сохраняется в 1,5%.

- Помимо оплаты труда использовались какие-то другие резервы экономии?

- Один из источников экономии – программа энергосбережения. Но если мы по объемным показателям бюджетных учреждений сэкономили за 11 месяцев около 1 млн 900 тыс. рублей, то по ценовым показателям произошел перерасход энергоресурсов на 1 млн 700 тысяч. Мы экономим в физических объемах, а тарифы на ту же электроэнергию для предприятий и организаций повышаются. Здесь очень сложно маневрировать и добиваться показателей экономии.

Экономическая политика, как и все последние годы, была направлена на увеличение собственных доходов. Мы стремились предоставлять больше платных услуг, вели жесткий контроль за расходованием средств. Пересматривали вопросы заработной платы персонала муниципальных предприятий, экономику которых курируем и на правах учредителя отвечаем за их финансовое состояние, не допуская убыточности.

В течение всего года отрабатывались вопросы собираемости налогов в части недоимки, которые формируют местный бюджет: земельный, налог на имущество, НДФЛ. Эта системная работа проводилась совместно с налоговой инспекцией, прокуратурой.

Говоря о мерах экономии, думаю, стоит отметить, что в ходе оптимизации расходов в этом году были объединены две музыкальные школы, Дворец культуры и музейно-выставочный комплекс, оптимизированы и централизованы бухгалтерии бюджетных сфер, ряд отделов администрации работают сегодня без необходимого по штату числа сотрудников. Можно вести речь о дальнейшей оптимизации численности и фонда оплаты труда, но «сокращаться» тоже можно до определенных границ – требования ужесточаются, объемы работы увеличиваются, численность уменьшается – может пострадать и качество.

- Один из способов пополнения бюджета – продажа муниципального имущества, сбор арендной платы. Какие мероприятия проводились в этом направлении?

- Для устранения дефицита местного бюджета мы вынуждены реализовывать муниципальное имущество. Мы также проводили постоянную работу с арендаторами по собираемости арендной платы, установив жесткие условия оплаты. Чтобы выявить земельные участки, в том числе, самовольно присвоенные, строения, гаражи, которые не облагаются арендной платой по причине не заключенных договоров, отрабатывался реестр муниципального имущества, проводилась инвентаризация, исковая претензионная работа.

Реализация имущества проходила сложно, несмотря на то, что его продано в два раза больше, чем в прошлом году. По результатам года доходы от сдачи имущества в аренду увеличились на 21%, они составили 15 млн рублей. Доходы от реализации имущества выросли на 2,3 млн рублей – в 1,7 раза.

- Михаил Николаевич, какой экономический эффект давало в этом году проведение торгов?

Отдел цен, тарифов и муниципального заказа на конкурсной основе в 2015 году осуществил более 170 закупок на сумму около 260 млн рублей. Экономический эффект составил 25 миллионов – это 9,7%. Система согласования контрактов стимулирует работу с альтернативными поставщиками по ценам, предусматривает обязательный анализ цен предыдущих закупок и дала свой эффект, который выразился в более дешевых и качественных поставках. Это прослеживается в сферах культуры и образования при закупках оборудования, продуктов питания, проведении строительных работ, оказании услуг. Мы это заметили на закупках учебных пособий, канцелярии, мебели, моющих средств, когда объединяются несколько учреждений в одни торги.

- Михаил Николаевич, можно ли говорить о том, что антикризисные меры сработали? Как бы то ни было, мы прожили сложный финансовый год, выполняя приоритетные обязательства.

- Положительный результат нашей большой совместной работы, конечно, есть. При всей сложности ситуации и несмотря на то, что мы вынуждены брать кредиты, к концу года подойдем без задолженности по заработной плате и ЕСН. Вовремя выплачена заработная плата за ноябрь, аванс за декабрь бюджетники получат в 20-х числах последнего месяца этого года. Без срывов город отработал по графику погашения кредиторской задолженности за тепло и электроэнергию, которая в апреле текущего года составляла более 22 млн рублей. Вопреки трудностям, мы видим, что город убирается, исполняются муниципальные программы, финансируются все социально значимые расходы – питание, коммунальные услуги, содержание города, пенсии, пособия и другие социальные обязательства.

Достижением этого года можно считать признание Саянска победителем в номинации «Повышение инвестиционной привлекательности территорий» в своей группе муниципальных образований. Правительством оценена эффективность нашей работы по итогам 2014 года, в том числе и по удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. У нас действительно много новых объектов было введено в 2014 году – это и завод МДФ, и ТРЦ «Скиф», это инвестпроекты завода по производству газобетона. Появились подвижки по развитию производственных площадок свинокомплекса, по газопереработке. Высокий показатель инвестиционных вложений в развитие и модернизацию у ОАО «Саянскхимпласт», ООО «Саянский бройлер», город также вкладывал немалые средства, завершая берегоукрепление водозабора, строительство городских объектов.

- Как изменилась за этот год ценовая политика в городе?

- 2015 год можно считать годом реального повышения цен. Еженедельно мы проводили мониторинг цен на продукты питания. Сказались и последствия санкций на ввоз продуктов питания из европейских стран, и рост курса доллара к рублю. Значительно поднялись цены и на некоторые товары местных производителей, возможно, исходя из общей инфляции в стране. Что касается конкретных товаров, то могу сказать, что с начала года по ноябрь цена, к примеру, на рыбу выросла в 1,5 раза, на подсолнечное масло – на 41%, на рис – на 32%. Цена мяса кур поднялась на 24% – это солидный рост, цена на сахар повысилась на 7%, колбаса, в целом, выросла на 10%. Мясо в цене поднялось незначительно – говядина на 7%, свинина на 4%. Если говорить о снижении цен, то это овощи, фрукты… Но к Новому году цены на них традиционно повысятся. Снизилась также цена на молоко – от 2,5 до 4%, гречневая крупа в прошлом году выросла в цене значительно, а в этом году упала на 12%. Надо отметить, что последние два месяца цены стабилизировались, а в сентябре – октябре отмечалось снижение. Мониторинг будет продолжаться, но реально влиять на рост цен органы местного самоуправления не могут. Для поддержки местных товаропроизводителей администрация организует различные ярмарки, им предоставляются определенные льготы.

- Движение тарифов на коммунальные услуги всегда находится под пристальным вниманием жителей. Насколько повысилась эта составляющая экономики, несмотря на «замораживание» тарифов с июля по декабрь? Что ожидает нас в будущем году?

- Начнем с того, что в Саянске одни из самых низких тарифов в Иркутской области. На уровне муниципалитета мы регулируем тарифы только на водоотведение и холодную воду. Тарифы на горячую воду, теплоэнергию и электроэнергию регулирует региональная тарифная комиссия. С 1 июля 2015 года тарифы на воду и стоки были «заморожены», они должны были повыситься на 9,2%. Фактически их «разморозили» с 1 декабря. Предельная планка увеличения тарифов с 1 июля 2016 года составит 3,9%. Учитывая, что у нас одни из самых низких тарифов, увеличение будет весьма незначительным. Для семьи из трех человек, проживающей в однокомнатной квартире, оно составит не более 100 рублей в месяц. По итогам 2015 года, с учетом повышения тарифов на коммунальные услуги с 1 декабря, мы ожидаем их рост в пределах 2,5 – 3% к уровню 2014 года.

Что касается электроэнергии, для населения она выросла на 9,5%, теплоэнергия – на 7,8%. Посмотрим, что ожидает нас в следующем году, но установленный норматив позволит удержать рост стоимости коммунальных услуг до уровня не выше 6%.

- Ваша оценка деятельности малого и среднего предпринимательства в сегодняшних экономических условиях?

- Мы хорошо в этом году отработали по социально-экономическому партнерству, заключив более 140 соглашений о сотрудничестве на сумму более 12 млн рублей, из них на 1 миллион были предоставлены услуги. И мы видим результат – реальные дела: юбилейные праздники, обустройство улиц, территории Снежного городка, ЗАГСа и т.д. Впервые эта форма сотрудничества администрации и бизнеса поставлена на такую серьезную высоту. В предыдущие годы мы также получали средства по социально-экономическому партнерству, но это были целевые взносы – на строительство стадиона, приобретение ДК «Юность».

За 11 месяцев от малого бизнеса налога на вмененный доход в местный бюджет поступило 20 млн руб. – на 10% больше, чем за этот же период 2014 года.

Неплохо в этом году работал Фонд микрокредитования малого бизнеса. За 11 месяцев фондом выдано 111 займов под 10% годовых, до конца года сумма займов достигнет 50 млн рублей, сохранено более 400 рабочих мест. Это серьезная поддержка. На сумму свыше 1 миллиона на конкурсной основе мы распределили гранты начинающим предпринимателям на развитие собственного бизнеса. Скажу, что помимо консультаций по разного рода проблемным вопросам, организации бесплатных обучающих семинаров, куда приглашается областной гарантийный фонд поддержки, мы оказываем всестороннюю, оперативную помощь работе Совета предпринимателей, состав которого в этом году обновился, из него выведен аппарат администрации. Теперь Совет самостоятельно регулирует свою деятельность.

Огромную работу провел в этом году Благотворительный фонд местного сообщества. Представителями малого бизнеса в этом году перечислено в Фонд более 10 млн рублей. Хочется выразить благодарность всем спонсорам и меценатам за поддержку наших проектов, решение проблем и социальную направленность бизнеса.

- Михаил Николаевич! Каким ожидается 2016 год? Чего ждать от бюджета следующего года? Каковы прогнозы и первоочередные задачи?

Первый квартал никогда не бывает легким. Начало года всегда характеризуется тем, что мы не владеем информацией о возможных суммах дотаций и субсидий из федерального и областного бюджетов. На Думе 17 декабря утверждается местный бюджет на 2016 год с реальным недостатком средств в 140 млн рублей. В бюджете в полном объеме заложена заработная плата, 70% – единый социальный налог, все остальные нужды заложены в размере от 30 до 50% от необходимого. Надеемся на финансовую помощь от областного Правительства, когда оно, в свою очередь, получит дополнительные средства из федерального бюджета.

Не хочется драматизировать, но факт остается фактом – наступающий год ожидается трудным. Перспектив «прорыва» – увеличения доходной базы – в следующем году не ожидается. У нас пока нет такого проекта, который мог бы дать нам реальную отдачу в виде налоговых поступлений уже в 2016 году. Думаю, это будет год начала стабилизации. В целом же по экономике пока наблюдается снижение объема промышленного производства, в том числе, в градообразующем предприятии ОАО «Саянскхимпласт» по производству смолы ПВХ и каустической соды в физическом выражении. Если в прошлом году предприятие выпустило 283 тыс. тонн ПВХ, то в этом году ожидается около 210 тыс. тонн – на 25% меньше, каустической соды также – меньше на четверть. До сих пор не до конца решен вопрос с поставкой на 2016 год основного сырья – этилена.

В сегодняшних экономических условиях прогнозировать – неблагодарное дело. Весь год мы жили в условиях дефицита денежных средств, но прожили его достойно, вкладывая свой труд и силы в дело, которое любим, в наш красивый город. Я думаю, что и в следующем году саянцев будет греть надежда на лучшие времена. В любом случае мы будем поддерживать качество жизни наших горожан, комфортные условия проживания, своевременную оплату за их труд. Желаю всем здоровья, достатка, личных и дорогих сердцу семейных радостей в новом году!

Наталья Оленникова, газета “Саянские зори”

В рубрике: Новости    


Оцените:
На основании постановления правительства Иркутской области от 8 июля 2024 года № 525-пп на территории Иркутской области продлено действие особого противопожарного режима до 8:00 часов 20 июля 2024 года. Установлен запрет на разведение костров, сжигание сухой растительности, приготовление пищи на открытом огне.